Где продаются журналисты?

Дипломант Конкурса «Ступень к успеху» 2004. 3 место

Скажите, а где продаются журналисты?

Не один начинающий предприниматель и новоявленный олигарх не избежал этого вопроса. Действительно, столько существует рынков: ценных бумаг, валюты, рабочей силы… Есть даже автомобильный рынок «Ростокино-Лада», есть вещевой рынок «Лужники». А рынка журналистов и в помине нет! Непорядок.

Талантливым журналистам подобный рынок не нужен. Их не так много, а продаться можно только один раз… и больше уже никто не купит. Ну кому, скажите, кому нужен корреспондент, на лбу которого несмываемой краской изображено «Собственность г-на Гусинского (Березовского, Ходорковского или иного …ского)». Второй сорт! Вот и приходится скучать и вступать в КПРФ товарищу (бывшему господину) Доренко. Его уже когда-то купили.

Продаваться могут только очень красивые женщины и очень талантливые журналисты. Те журналисты, которые не умели врать, а после продажи в одночасье научились — и сразу очень хорошо. Их материалы пользуются доверием, но читатель не разберет, что автор — уже не тот. Его купили. Его купили, и теперь выгораживание «хозяина» есть журналистское расследование. Хвалебная песнь «ЛУКОЙЛУ» или «ЮКОСУ» — очерк. А разговор за чашечкой чая с негласным работодателем — интервью. А читатель верит. Не потому, что возле статьи не стоит звездочка или иной знак, гласящий, что «статья публикуется на коммерческой основе». Не потому, что о процедуре продажи не сказали. Он, наивный, верит доброму имени. Он помнит, как молодой корреспондент Вася Сидоров еще до перестройки первым в районной многотиражке стал критиковать председателя совхоза «Заветы Ильича». Как его статьи сначала не давали в печать, а потом Васю за них долго ругали и грозили уволить без выходного пособия. А потом наступила перестройка и председатель прибрал к рукам не только «Заветы Ильича», но и много других хороших вещей. При капитализме Вася не предлагал вкладывать деньги в МММ и подарить ваучер «Властелине». Так почему же теперь он с упоением восхваляет новую власть на местном целлюлозно- бумажном комбинате, перед которой работники забаррикадировали дверь?

Что движет им? Деньги? Осознание власти Своего Слова над обществом? Желание «стать большим человеком» при олигархе? Славы хочется?

Не только это. Продажа ведь не в одночасье происходит. Журналист месяцами думает: кому? Зачем? Нет, если наш Вася Сидоров, пардон, Василий Петрович Сидоров, искренне разделяет точку зрения работодателя, то что в этом зазорного? Кто сказал, что журналистика должна быть беспристрастной. Но почему «пристрастность» журналиста заканчивается вместе с деньгами работодателя?

Время. Его, конечно, не выбирают, но… Как мы жили? Сначала верили в светлый коммунизм, потом — в не менее светлый капитализм. Теперь же немногие оптимисты надеются, что лет через …дцать жизнь станет легче. Остальные ждут нового кризиса и терпеливо запасают сухари. А разочарованным журналистам, как и всем нам, надоело менять мечты. Надоело вообще мечтать. Захотелось жить — не где-то в мифическом «завтра», а в прагматичном «сегодня». Хочется чтоб дети были одеты «не хуже других». Хочется отправить старуху-мать лечиться в Израиль. Хочется «по-человечески» отдохнуть в Испании. Да и что, скажите, зазорного в такой продаже? Вот дамочка на рынке торгует: раньше работала на государственном заводе по производству совков, мисок и ночных ваз. Теперь работает на эмигранта из далекой Грузии, продавая прекрасные мандарины. Многие от служения высоким идеалам перешли к прагматичной работе на себя. И что же? Всем тольколучше стало…

Верно, конечно. Только журналист не грузинскими мандаринами торгует. Продавая себя, он продает то, что ранее бескорыстно отдавал нам. Наши мечты, наши взгляды, наш опыт, и, в конце концов, всех своих читателей и многих коллег — продает. Надежду на доброе имя завтра меняет на надежду на длинный рубль сегодня. Печально? Хороший журналист снова на службе у олигарха. «Как, еще один? Опять?» — люди фыркнут и пожмут плечами. А ведь за многими подобными решениями — трагедия талантливого человека. Еще одна маленькая трагедия…

И читатели уже забыли, что мы — журналисты — не товар. Можно отдать свой талант Родине, как было в годы Великой Отечественной. Но продать — никогда. Можно понять, оправдать, это решение, но в силах ли общество сделать это? Одни, немногие, продаются, но теряется не только их авторитет, но и авторитет журналистов вообще. Коллеги простят. Вы уверены?

Все можно объяснить. Многое можно понять. Но лишь немногое — принять. Капитализм мы объяснили, поняли и приняли. И вместе с ним – рыночную систему общения между людьми. Мы продаем и покупаем все. Даже близких. Даже себя.

Может, хватит?

Горшкова Ольга, 18 лет,
студентка 1 курса журфака МГУ