Цель проекта: профилактика наркоманий и других видов зависимости от психоактивных веществ путем укрепления психического здоровья, обучения и содействия интенсивному развитию подростков и молодежи, формирования позитивной молодежной субкультуры на основе создания сеим подростковых и молодежных центров на базе школ.
Основные задачи проекта:
Профилактика зависимости от психоактивных веществ среди молодежи и подростков
Профилактика психических расстройств среди подростков и молодежи.
Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию разумного жизненного стиля и высокоэффективного поведения: — умения сказать “нет”.
Формирование позитивного отношения к себе, повышение самодостаточности и самооценки и возможности не совершать ошибки, или исправлять их на раннем этапе
Развития у подростков умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой .
Приобщение к наркотикам (с формированием начальных этапов зависимости) было отмечено почти у 15% подростков. Около 20% детей попадают на достаточно длительное время в поле зрения специалистов, занимающихся лечением и профилактикой наркомании и токсикомании.
Дальнейшее распространение злоупотребления наркотиками усугубляет кризис, поскольку ведет к наркомании с ростом всех видов социальных отклонений: преступности, суицидов, увеличения ВИЧ- инфекции.
Реальные надежды общества на улучшение ситуации могут быть связаны с первичной профилактикой употребления наркотиков и психоактивных веществ в целом на основе укрепления психического здоровья молодежи. Эффективная профилактика предотвращает развитие заболеваний.
Исторический обзор позволяет сделать вывод, что существует закономерность: чем менее общество развито в культурном и экономическом отношении, тем сильнее в общественном сознании алкогольные и наркотические предрассудки и заблуждения.
Основные причины этого следующие: кризисные явления в жизни российского общества, многочисленные социальные и экстремальные стрессы: военные конфликты, социальное и материальное неблагополучие. Психика ребенка, подростка менее устойчива к различным повреждающим воздействиям.
Зачастую ребенок, попавший в кризисную ситуацию, прибегает к употреблению психоактивных веществ для выхода из создавшейся ситуации, для облегчения своего самочувствия. При этом резервы и ресурсы психического здоровья остаются невостребованными. Ориентация на потенциальные ресурсы психики и личности ребенка, могла бы существенно снизить остроту проблемы.
Поэтому в проекте должна быть и будет использована новая технология профилактики наркомании.
Суть заключается в том, что отказ от приема наркотиков и других психоактивных веществ «встроен» в компоненты позитивного развития личности и укрепления психики, а проводниками технологии являются участники программы.
Технологии профилактики, ориентируемыена негативные аспекты проблемы, обнаружили свою неэффективность и практически игнорируются.
Программа “Я говорю НЕТ!” ставит перед собой следующие цели:
развитие у молодежи способности к распознаванию и оценке рискованных ситуаций, а также поведения в этих условиях:
вовлечение учащихся в бесконфликтное противостояние внешнему воздействию ровесников и взрослых:
развитие независимости и личной ответственности;
включение игровых программ воспитания в трезвости в обучение, начиная с младших классов и до окончания школы.
Программа “Я ГОВОРЮ НЕТ!”
является позитивной, профилактической и рассчитана на ребят в возрасте 11-18 лет.
Дифференцировано по возрастным группам:
- среднего школьного возраста (11-14)
- старшего подросткового возраста ( 15-16)
- юношеского возраста (17-18).
При этом значимо выделение детско-подростковых и молодежных групп, не вовлеченных в наркотическую ситуацию, но относящихся к «группе риска наркотизации».
Объединение усилий специалистов по медицине, педагогике, психологии позволит предотвратить распространение и употребление наркотических вещества веществ в молодежной среде и повысит эффективность профилактики путем:
Организационной основой проекта «Я говорю, нет!» станет сеть молодежных и подростковых групп на базе Московских школ, где и будет реализовываться пакет базовых модулей.
Модуль 1 — «Выбор» — Отказ от употребления наркотиков (Я говорю, нет!)
Модуль — 2 — «Взаимодействие» — Развитие умения общаться, вести диалог.
Модуль — 3 — « Самовыражение» — Развитие психической само регуляции и ответственного поведения
Модуль — 4 — «Арттерапия» — Развитие творческого потенциала.
Освоение одного Модуля и переход к следующей ступени повышает статус участника программы . Участники программы , прошедшие все модули повышают свой статус и становятся «тренерами» для остальных.
1. Подготовка специалистов разного уровня из числа педагогов, психологов, врачей, студентов и старшеклассников по методике «ровесник — ровеснику», для создания системы позитивной профилактики.
2.Обучение подростков в группах через ролевые игры, навыкам уверенного поведения, коммуникативным умениям: отказать, принимать критику и критиковать, адекватно реагировать как на похвалу, комплимент, так и на отрицательное высказывание в свой адрес и т.д., умению оказывать сопротивление, манипуляции и групповому давлению. При психокоррекционной работе используется видео мониторинг.
3. Арттерапия -Создание театральных, музыкальных постановок самими подростками Альтернатива — в вовлечении детей в игры, которые развивают независимость и ответственность, а ограничения имеют лишь положительный смысл. Ребята должны научиться ограничивать себя сами, а не мы их будем “учить”. Игровые формы работы удачно сочетаются с художественным и литературным творчеством учеников, развивают и углубляют воображение, творческое мышление, этическую и эстетическую впечатлительность, формируют принципы и убеждения.
Это основные, но далеко не полные параметры проекта «Я говорю нет!».
Проект «Я говорю нет!» был победителем конкурса наиболее значимых проектов для г. Москвы, которые проводил в 2000 году Комитет Общественных и Межрегиональных связей. Он реализовывался в течении года, но сейчас в связи с отсутствием финансирования проводится волонтерами от случая к случаю на базе Московских школ.