«Я говорю — НЕТ!»

Цель проекта: профилактика наркоманий и других видов зависимости от психоактивных веществ путем укрепления психического здоровья, обучения и содействия интенсивному развитию подростков и молодежи, формирования позитивной молодежной субкультуры на основе создания сеим подростковых и молодежных центров на базе школ.

Основные задачи проекта:

Профилактика зависимости от психоактивных веществ среди молодежи и подростков

Профилактика психических расстройств среди подростков и молодежи.

Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию разумного жизненного стиля и высокоэффективного поведения: — умения сказать “нет”.

Формирование позитивного отношения к себе, повышение самодостаточности и самооценки и возможности не совершать ошибки, или исправлять их на раннем этапе

Развития у подростков умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой .

Приобщение к наркотикам (с формированием начальных этапов зависимости) было отмечено почти у 15% подростков. Около 20% детей попадают на достаточно длительное время в поле зрения специалистов, занимающихся лечением и профилактикой наркомании и токсикомании.

Дальнейшее распространение злоупотребления наркотиками усугубляет кризис, поскольку ведет к наркомании с ростом всех видов социальных отклонений: преступности, суицидов, увеличения ВИЧ- инфекции.

Реальные надежды общества на улучшение ситуации могут быть связаны с первичной профилактикой употребления наркотиков и психоактивных веществ в целом на основе укрепления психического здоровья молодежи.
Эффективная профилактика предотвращает развитие заболеваний.

Исторический обзор позволяет сделать вывод, что существует закономерность: чем менее общество развито в культурном и экономическом отношении, тем сильнее в общественном сознании алкогольные и наркотические предрассудки и заблуждения.

Основные причины этого следующие: кризисные явления в жизни российского общества, многочисленные социальные и экстремальные стрессы: военные конфликты, социальное и материальное неблагополучие. Психика ребенка, подростка менее устойчива к различным повреждающим воздействиям.

Зачастую ребенок, попавший в кризисную ситуацию, прибегает к употреблению психоактивных веществ для выхода из создавшейся ситуации, для облегчения своего самочувствия. При этом резервы и ресурсы психического здоровья остаются невостребованными. Ориентация на потенциальные ресурсы психики и личности ребенка, могла бы существенно снизить остроту проблемы.

Поэтому в проекте должна быть и будет использована новая технология профилактики наркомании.

Суть заключается в том, что отказ от приема наркотиков и других психоактивных веществ «встроен» в компоненты позитивного развития личности и укрепления психики, а проводниками технологии являются участники программы.

Технологии профилактики, ориентируемыена негативные аспекты проблемы, обнаружили свою неэффективность и практически игнорируются.

Программа “Я говорю НЕТ!” ставит перед собой следующие цели:

развитие у молодежи способности к распознаванию и оценке рискованных ситуаций, а также поведения в этих условиях:

вовлечение учащихся в бесконфликтное противостояние внешнему воздействию ровесников и взрослых:

развитие независимости и личной ответственности;

включение игровых программ воспитания в трезвости в обучение, начиная с младших классов и до окончания школы.

Программа “Я ГОВОРЮ НЕТ!”

является позитивной, профилактической и рассчитана на ребят в возрасте 11-18 лет.

Дифференцировано по возрастным группам:

  • среднего школьного возраста (11-14)
  • старшего подросткового возраста ( 15-16)
  • юношеского возраста (17-18).

При этом значимо выделение детско-подростковых и молодежных групп, не вовлеченных в наркотическую ситуацию, но относящихся к «группе риска наркотизации».

Объединение усилий специалистов по медицине, педагогике, психологии позволит предотвратить распространение и употребление наркотических вещества веществ в молодежной среде и повысит эффективность профилактики путем:

Организационной основой проекта «Я говорю, нет!» станет сеть молодежных и подростковых групп на базе Московских школ, где и будет реализовываться пакет базовых модулей.

Модуль 1 — «Выбор» — Отказ от употребления наркотиков (Я говорю, нет!)

Модуль — 2 — «Взаимодействие» — Развитие умения общаться, вести диалог.

Модуль — 3 — « Самовыражение» — Развитие психической само регуляции и ответственного поведения

Модуль — 4 — «Арттерапия» — Развитие творческого потенциала.

Освоение одного Модуля и переход к следующей ступени повышает статус участника программы . Участники программы , прошедшие все модули повышают свой статус и становятся «тренерами» для остальных.

1. Подготовка специалистов разного уровня из числа педагогов, психологов, врачей, студентов и старшеклассников по методике «ровесник — ровеснику», для создания системы позитивной профилактики.

2.Обучение подростков в группах через ролевые игры, навыкам уверенного поведения, коммуникативным умениям: отказать, принимать критику и критиковать, адекватно реагировать как на похвалу, комплимент, так и на отрицательное высказывание в свой адрес и т.д., умению оказывать сопротивление, манипуляции и групповому давлению. При психокоррекционной работе используется видео мониторинг.

3. Арттерапия -Создание театральных, музыкальных постановок самими подростками Альтернатива — в вовлечении детей в игры, которые развивают независимость и ответственность, а ограничения имеют лишь положительный смысл. Ребята должны научиться ограничивать себя сами, а не мы их будем “учить”. Игровые формы работы удачно сочетаются с художественным и литературным творчеством учеников, развивают и углубляют воображение, творческое мышление, этическую и эстетическую впечатлительность, формируют принципы и убеждения.

Это основные, но далеко не полные параметры проекта «Я говорю нет!».


Проект «Я говорю нет!» был победителем конкурса наиболее значимых проектов для г. Москвы, которые проводил в 2000 году Комитет Общественных и Межрегиональных связей. Он реализовывался в течении года, но сейчас в связи с отсутствием финансирования проводится волонтерами от случая к случаю на базе Московских школ.